Слушать Скачать Подкаст
  • 15h00 - 15h10 GMT
    Выпуск новостей 21/09 15h00 GMT
  • 15h10 - 16h00 GMT
    Дневная программа 21/09 15h10 GMT
  • 18h00 - 18h10 GMT
    Выпуск новостей 21/09 18h00 GMT
  • 18h10 - 19h00 GMT
    Дневная программа 21/09 18h10 GMT
Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...
Украина

Шарий: «Самое известное оппозиционное СМИ в Украине — это „Дождь“»

media Тихон Дзядко на телеканале «Дождь»

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания запретил ретрансляцию на территории страны российского телеканала «Дождь» из-за нарушения украинского законодательства. Ситуацию с отключением «Дождя» Русской службе RFI прокомментировал украинский медиаэксперт Анатолий Шарий, по мнению которого, названные Нацсоветом нарушения стали лишь предлогом, а истинной причиной он считает давление на власть радикальных группировок.

В украинском ведомстве, надзорном за СМИ, объяснили запрет «Дождя» тремя причинами: нарушением рекламного законодательства, демонстрацией в эфире карт, на которых Крым обозначен как часть России, а также трансляцией фильмов с участием актеров комедийного театра «Квартет И». Украинский медиаэксперт Анатолий Шарий напомнил в интервью RFI инцидент в Черноморске, где активисты организации «Ветераны и инвалиды АТО „Рапира“» силой заставили местного оператора отключить «Дождь».

Анатолий Шарий: Дело в том, что тенденции к отключению были. Несколько дней назад в Черноморске (это бывший Ильичевск) потребовали отключить телеканал «Дождь», потому что там посчитали, что раз это российский телеканал, то нужно его отключить — не разбираясь. Так сейчас принято в Украине, что приходят «активисты» и беззаконно, без каких-либо оснований, угрожая, что-то требуют. Это же ненормальная тенденция, когда врываются люди, и на основании того, что канал просто российский, не разбираясь — за нас он, против нас, ставит ли фейки или объективно освещает информацию — требуют его отключить просто на основании того, что он российский. Это ненормально. Так что предпосылки, однозначно, были, но сейчас отключили уже законно.

По этому поводу я могу сказать одно: все, кто думали, что можно дружить с людьми, которые нарушают закон, сильно ошибались. Я полагаю, что это не последний друг Украины, который получает такой ответ на свою дружбу. На телеканале «Дождь» я не видел тенденциозного освещения украинской ситуации, но перегиб в сторону людей, которые пришли к власти, однозначно, был — не злостный перегиб, но он был. И вот сейчас они получили благодарность. В принципе, я думаю, к этому шло. Хотя, я полагаю, президент Порошенко может завтра проснуться и каким-нибудь своим специальным распоряжением отменить запрет, как это уже было, когда запретили въезд иностранных журналистов.

Но, получается, вы говорите, что формально причины для этого были, в частности — карта Крыма.

Конечно, но здесь они четко пошли по букве закона. Обратите внимание, как сейчас происходят судебные слушания в Украине, судебные заседания, когда происходит нападение на судей, когда активисты требуют кого-то закрыть, и человека сажают в тюрьму. На самом деле эту букву закона в данной ситуации можно было обойти, потому что это один процент от той тысячи процентов беззакония, которое происходит в Украине. Почему в данном случае с каналом, который был лоялен к нынешней власти в Украине, так поступили — даже не то что к власти, а ко всему происходящему — это за гранью понимания. Это поступок глупых людей, которые просто не понимают, к чему это приведет. Если сравнивать с «Россией-24», там я находил сюжеты, которые можно было расценить как враждебные по отношению к власти в Украине. Но на «Дожде» я такого не находил, там все было вполне объективно.

Вы можете рассказать, какая аудитория у телеканала «Дождь» в Украине, насколько он популярен? И в целом, как в Украине относятся к российским СМИ?

Дело в том, что в последнее время телеканал «Дождь» меньше стал внимания уделять Украине. В 2014–2015 годах внимания, конечно, уделяли больше — были журналисты и на Майдане, они освещали ситуацию. Поэтому сказать, что сейчас какая-то особая аудитория… Дело в том, что распространяются новости, которые идут в фарватере, скажем так, национальной идеи. Если на телеканале «Дождь» показывают что-то объективное, но нехорошее о России — о коррупции или что-то еще — то это поднимают и говорят: «Вот, смотрите, на телеканале „Дождь“ сказали». Если же на телеканале «Дождь» что-то говорят объективное, правдивое, но плохое по поводу ситуации в Украине, то это, конечно же, игнорируется украинскими СМИ, потому что украинские СМИ сейчас полностью подконтрольные — это однозначно, и тот, кто идет вразрез с политикой партии, грубо говоря, тот получает проблемы. Это уже несколько раз подтверждала Национальная комиссия, которая как раз и запретила сейчас «Дождь».

Отношение к российским СМИ однозначно: российские СМИ — вражеские СМИ.

Все без разбора — как провластные, так и оппозиционные?

Самое известное оппозиционное СМИ — это «Дождь». Есть «Грани.ру», но они не так известны, как «Дождь». «Дождь» был фаворитом украинских СМИ, а остальные СМИ, как они сообщали, это пропагандисты. Я не знаю, так же ли относятся в России к украинским журналистам. Думаю, что немного не так, потому что Роман Цимбалюк (украинский журналист, шеф-корреспондент агентства УНИАН в России — RFI) имеет возможность задавать вопросы Пескову, и никто его не глушит. Я, допустим, запомнил пресс-конференцию Порошенко, на которой представитель российского СМИ хотел задать вопрос. Порошенко обратился к присутствующим украинским журналистам: «ну что, дадим ему задать вопрос или не дадим?» Я считаю, это недопустимо. Если ты хочешь запретить, чтобы вообще было какое-либо освещение, запрети полностью всем СМИ работать в Украине и вообще закрой посольство. Но тут получается такая ситуация, что на законодательном уровне это вроде как разрешено, но на низовом уровне — «вот, мы сейчас пойдем набьем лицо российским журналистам». Это же не раз было, и не два. Я здесь вижу однозначно правовой нигилизм, тем более странно, что прицепились, грубо говоря, к тому, что показали карту. «Кока-колу» же никто не запретил в Украине, когда она показала карту России вместе с Крымом — это было невыгодно. Почему было выгодно запретить «Дождь»? — я думаю, что до кого-то дойдет, но будет поздно.

Ссылки по теме
 
К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.