Слушать Скачать Подкаст
  • *Новости 15h00 - 15h10 GMT
    Выпуск новостей 23/09 15h00 GMT
  • *Передача RFI 15h10 - 16h00 GMT
    Дневная программа 23/09 15h10 GMT
  • *Новости 18h00 - 18h10 GMT
    Выпуск новостей 23/09 18h00 GMT
  • *Передача RFI 18h10 - 19h00 GMT
    Дневная программа 22/09 18h10 GMT
Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...
СПОРТ

СМИ о сделке FIFA и Катара: Инфантино знал о «бонусе», но промолчал

media  
Mediapart полагает, что Инфантино предпочел промолчать о спорной сделке ФИФА с катарской телекомпанией Reuters / Matthew Childs

Президент FIFA Джанни Инфантино, по всей видимости, знал о странном контракте, заключенном между федерацией и катарской телекомпанией BeIN накануне выбора страны-хозяйки чемпионата мира по футболу-2022. Знал, но предпочел забыть. Об этом со ссылкой на результаты совместного расследования на прошлой неделе сообщили французский портал Mediapart, британская газета The Sunday Times и европейская расследовательская группа журналистов European Investigative Collaborations (EIC).

В 2010 году катарская телекомпания BeIN Sports, тогда еще называвшаяся Al Jazeera Sports, заключила с FIFA контракт на сумму в 400 миллионов долларов. 300 миллионов стоили права на трансляцию соревнований, а еще 100 миллионов катарская компания обещала выплатить в качестве бонуса, «если страной-хозяйкой чемпионата 2022 года станет Катар». Со стороны катарцев 21 ноября 2010 года контракт подписал нынешний президент BeIN Sports и футбольного клуба «Пари—Сен-Жермен» Нассер Аль-Хелаифи и его зам Юссеф Аль-Обаидли. Со стороны FIFA договор был подписан тогдашним главой федерации Йозефом Блаттером и генеральным секретарем организации Жеромом Вальке. 2 декабря прошло голосование, и Катар стал столицей чемпионата. 

Подобный стомиллионный бонус казался трудно совместимым с антикоррупционной политикой FIFA . Журналистам Mediapart удалось ознакомиться с конфиденциальным этическим кодексом организации, который применяется к странам, претендующим на проведение того или иного соревнования. В нем говорится, что ни одна организация, имеющая отношение к заявочному комитету страны, не должна обращаться к FIFA с финансовыми предложениями, связанными с организацией и проведением соревнования. Подобное предложение с большой долей вероятности может повлечь за собой конфликт интересов. Таким образом, можно предположить, что BeIN никак не связаны с катарскими властями, то есть тогда и этических правил не нарушали. Но, по мнению большинства экспертов, «в таком маленьком автократическом государстве, как Катар, почти все вопросы национальной важности так или иначе связаны с правящей элитой». К тому же сам Нассер Аль-Хелаифи является ближайшим соратником эмира и фактически — министром без портфеля. На вопросы журналистов о таинственном «бонусе», указанном в договоре, адвокаты Аль-Хелаифи и Аль-Обаидли ответили, что «бонус» является «нормальной коммерческой практикой», а контракт был составлен по стандартной форме.

Но вернемся к Инфантино. В январе 2018 года Бонита Мерсиадес, член заявочного комитета Австралии, соперничавшей с Катаром за проведение чемпионата, опубликовала книгу. В ней без ссылок на какие-либо существенные источники упоминалась сделка FIFA и BeIN. 2018 году весной газета The Sunday Times опубликовала информацию о сомнительной сделке. Британское издание Mail On Sunday обратилось за комментарием к катарской телекомпании, которая перенаправила запрос в FIFA, шефу кабинета Инфантино Маттиасу Графстрёму. Тот перенаправил письмо журналистом начальству. Инфантино ответил, что «хотел бы все же знать, был ли бонус в 100 миллионов после решения по 2022 году». Графстрём провел собственное расследование, в ходе которого подтвердил эту информацию и переправил соответствующие документы Инфантино. Переписка 2018 года оказалась в распоряжении Football Leaks и немецкого издания Der Spiegel. Выходит, что Инфантино в 2018 году узнал о спорном эпизоде, однако затем не сообщил о нем в комиссию по этике FIFA и не инициировал дальнейшего внутреннего расследования.

В этом контексте особенно любопытным кажется факт, что в 2017 году генсекретарь FIFA Жерома Вальке снял виллу на Сардинии. Журналистам газеты Le Monde удалось взглянуть на документы о собственности на это здание. В них отмечено, что вилла была куплена за 5 миллионов евро катарской фирмой, принадлежащей близкому к Нассеру Аль-Хелаифи бизнесмену, и средства на ее приобретение выдал сам Аль-Хелаифи. Затем вилла была сдана в аренду Вальке.

Другой интересный факт: в июне 2018 года США, Мексика и Канада получили право принимать Чемпионат мира-2026 года. За несколько месяцев до голосования телекомпании Fox и NBC заключили с ФИФА договор о правах на трансляцию соревнований. В контракте также был пункт о «бонусе» — 302 миллиона долларов в случае победы северо-американской заявки. «В FIFA предпочли легализовать практику „победного“ бонуса, обещанного телекомпаниями страны-претендента», — пишет Mediapart.

Ссылки по теме
 
К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.