Слушать Скачать Подкаст
  • 15h00 - 15h10 GMT
    Выпуск новостей 25/09 15h00 GMT
  • 15h10 - 16h00 GMT
    Дневная программа 25/09 15h10 GMT
  • 18h00 - 18h10 GMT
    Выпуск новостей 25/09 18h00 GMT
  • 18h10 - 19h00 GMT
    Дневная программа 24/09 18h10 GMT
Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...
ФРАНЦИЯ

Le Monde: Москва расширяет свою медиа-империю

media Французская Le Monde рассказывает, каким образом российские СМИ превратились в самый эффективный «инструмент влияния» в руках Кремля с приходом к власти Владимира Путина. REUTETRS

В четвертой серии публикаций газеты Le Monde, посвященной «информационной войне Кремля», читателя подробно знакомят со строительством огромной пропагандистской машины, в которую превратились сегодня российские СМИ.

«Пристрастие россиян к Дональду Трампу обернулось любопытным феноменом. В январе, впервые за многие годы, президент Соединенных Штатов затмил Владимира Путина в российских СМИ: ему было посвящено 202 000 заголовков против 147 700, согласно подсчетам агентства „Интерфакс“», – начинает свое повествование газета. Но в феврале картина изменилась, после того как группа активистов «Национально-освободительного движения» (НОД) устроила пикет перед зданием агентства «Россия сегодня». Это подействовало, и Владимир Путин вновь занял первое место среди самых цитируемых в российских СМИ политиков. Как пишет Le Monde, этот пример прекрасно иллюстрирует управляемость медиа-пространства в России. СМИ представляют собой одновременно и «лучший барометр», и самый эффективный «инструмент влияния» в руках Кремля.

Далее газета рассказывает, каким образом российские СМИ превратились в этот инструмент, начиная с прихода Путина к власти в 2000 году. По определению газеты, это была настоящая «чистка», начиная с давления на медиа-магната 1990-х годов Гусинского, который под давлением расстался со своим холдингом «Медиа-Мост». «Один за другим олигархи отдавали свои активы в медийном секторе», – пишет газета.

«Кремлевский метод прибирания к рукам СМИ основывается на экономике. Эффективнее, чем прямая цензура, действует давление через рекламодателей и дистрибьютеров», – рассказывает журналист Сергей Пархоменко, который был свидетелем того, насколько рекламодатели боятся вливать деньги в «опальные» СМИ. А тех, кто не боится, ожидают неизбежные проблемы с налоговой администрацией или с таможней.

Так, апрельской ночью 2001 года ОМОН занял здание НТВ: по решению суда, канал перешел во владение «Газпром-Медиа», который на сегодняшний день управляет 38 телеканалами, 10 радиостанциями, четырьмя издательскими домами, тремя интернет-провайдерами, оператором спутникового вещания, а также 23 интернет-сайтами и четырьмя рекламными агентствами.

Вторым медиа-магнатом, ушедшим с российского рынка, стал Борис Березовский, который в 2013 году якобы совершил самоубийство, напоминает Le Monde. Принадлежащий ему до 2002 года канал ОРТ был переименован в «Первый», с тех пор он стал рупором Кремля на всей территории РФ. В 2013 году настала очередь Владимира Потанина избавиться от группы «Проф-Медиа», опять же, в пользу «Газпрома».

На сегодняшний день из независимых СМИ в России остались только телеканал «Дождь», «Новая газета» и группа РБК. Они пока выживают, но им все время приходится сопротивляться косвенному давлению Кремля. Все помнят историю, когда большинство телеоператоров отказались от трансляции «Дождя» после опроса о блокаде Ленинграда. Многие считают, что этот опрос стал только поводом, а причиной – конфликт между Россией и Украиной в Донбассе.

Этот конфликт стал конечным этапом оформления российской пропаганды внутри страны. Впервые в истории фамилии журналистов и медиахолдинг попали под санкции США или Евросоюза (Дмитрий Киселев, Алексей Громов, «Газпром-Медиа»), напоминает Le Monde. Вторым этапом становления пропаганды газета называет внешнее вещание российских теле- и радиоканалов.

В декабре 2014 было создано агентство Sputnik, работающее на нескольких языках. Оно было создано в рекордно короткие сроки и получило рекордное, по западным меркам, финансирование – 113 миллионов евро или 7 миллиардов рублей. Этот проект был задуман и создан Михаилом Лесиным, «одним из участников расправы над группой „Медиа-Мост“» 15 лет тому назад. Его неожиданная кончина в вашингтонском отеле до сих пор вызывает вопросы.

Вторым каналом распространения российской пропаганды, как пишет Le Monde, является телеканал Russia Today, с 250 миллионами долларов бюджета только в 2016 году. Имя его шеф-редактора Маргариты Симоньян цитировалось как минимум 26 раз в отчете американских спецслужб о российском вмешательстве в президентские выборы США.

Что видит западный зритель и читатель ежедневно на Russia Today и Sputnik? Сфабрикованные репортажи из Донбасса, агрессивные комментарии о Западе, где главными проблемами называются мигранты и манифестации протеста.

23 ноября 2016 года, считая, что «с аннексией Крыма и началом гибридной войны России в Донбассе Кремль усилил свои инструменты пропаганды», Европарламент единогласно проголосовал за проект резолюции по ее противодействию, отмечает Le Monde.

Ссылки по теме
 
К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.