Слушать Скачать Подкаст
  • *Новости 15h00 - 15h10 GMT
    Выпуск новостей 15/10 15h00 GMT
  • *Передача RFI 15h10 - 16h00 GMT
    Дневная программа 15/10 15h10 GMT
  • *Новости 18h00 - 18h10 GMT
    Выпуск новостей 15/10 18h00 GMT
  • *Передача RFI 18h10 - 19h00 GMT
    Дневная программа 14/10 18h10 GMT
Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...
Европа

Разжигание и манипуляции: Mediapart о пропаганде в Польше и Венгрии

media  
Мэр Гданьска Павел Адамович был убит на благотворительном концерте — нападавший объяснил свои действия «местью» партии, членом которой являлся политик. Reuters

Издание Mediapart публикует текст своего корреспондента в Будапеште, посвященный тому, что происходит сегодня с государственными СМИ в Польше и Венгрии, где у власти находятся национал-консерваторы.

Несет ли государственное телевидение Польши ответственность за убийство мэра Гданьска Павла Адамовича? «Тому, кто утвердительно ответит на этот вопрос, грозит уголовное преследование со стороны гостелеканала TVP», — пишет корреспондент издания Mediapart Корентен Леонар.

В том, что TVP ответственно за гибель ее мужа, убеждена его вдова. «Моего мужа убили слова. Язык ненависти, манера говорить о нем повлияли на убийцу, когда он выбирал жертву», — сказала вдова Адамовича в интервью сайту Onet.pl. Если, как пишет Mediapart, TVP «благородно» решило не преследовать вдову погибшего мэра, то этой участи не удастся избежать польскому омбудсмену Адаму Боднару. TVP требует от него публичных извинений и выплаты 25 000 злотых (5700 евро) в один из благотворительных фондов. Боднар упомянул, что убийца мэра мог попасть под влияние государственного телевидения, так как TVP был одним из редких телеканалов, к которому он имел доступ, пока сидел в тюрьме.

«Павел Адамович представлял собой полную противоположность, правящему сегодня в Польше большинству. Сторонник единой Европы, выступавший за прием мигрантов и защищавший ЛГБТ-меньшинства, он стал врагом власти. Правящая партия „Право и справедливость”, крайне правые, а также проправительственные СМИ в течение последних трех лет обвиняли его то в фальсификации истории, то в „коллаборационизме” с европейскими институтами, то в предательстве родины, а также в участии в государственном перевороте», — пишет Mediapart.

По данным компании Newton Media, на которые ссылается Mediapart,  только в 2018 году имя Павла Адамовича упоминалось в 1773 публикациях, репортажах и интервью, в которых в частности говорилось о «провокациях мэра Гданьска», «секретах мэра Гданьска», а также о «мафии в Гданьске».

«Сходство между Польшей и Венгрией ошеломляющее, — отмечает корреспондент Mediapart. — Мстя тем, кого они считают наследниками коммунистов, и правящая в Польше партия „Право и справедливость”, и находящаяся у власти в Венгрии партия „Фидес” 30 лет спустя сами ведут себя, как бывшая компартия».

В венгерской государственной телерадиовещательной корпорации MTVA «действует внутренняя полиция», которая тщательно контролирует сотрудников, пишет Mediapart, не уточняя, о какой именно структуре идет речь. Лишь одна бывшая журналистка MTVA согласилась дать изданию комментарий, рассказав, что быстро покинула международный отдел после того, как поняла, что «неблагоприятные для правительства новости оказывались в мусорной корзине». На государственных телеканалах Венгрии «никогда не покажут ни одного кадра с тысячами протестующих перед зданием правительства», — пишет корреспондент Mediapart.

В Польше дела обстоят не лучше. По словам польского журналиста Кшиштофа Лески, «пропаганда правящей партии, направленная на восхваление собственных успехов», сопоставима с пропагандой в эпоху коммунизма. Единственное, в чем современные новостные журналисты, работающие на государственном телевидении, превосходят своих предшественников, так это в ненависти к оппозиции, рассказывает Лески. «Единая партия власти старалась скрыть существование подпольного сопротивления. Сегодня из 30 минут новостей от 10 до 15 минут посвящены „Гражданской платформе” (главной оппозиционной партии Польши) и ее сторонникам», — объясняет журналист в интервью Mediapart.

Новостные выпуски устроены похожим образом. Сначала в них рассказывают о том, что партия власти делает все возможное для того, чтобы сделать народ счастливым, и народ ей за это благодарен. Далее объясняется, что прежнее правительство уничтожило Польшу и сделало из нее недемократическое государство. Завершаются новости объяснениями, что у сегодняшней оппозиции нет никакой политической программы и она замышляет свержение демократически избранного правительства.

Ссылки по теме
 
К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.